Концептуальные проблемы правового регулирования охранной деятельности и пути их решения

24.12.2013 21:33:00

На прошедшей 17 декабря 2013г. 12 – ой Конференции «Индустрия безопасности России…», большой интерес у участников вызвало выступление Шестакова В.И.. Но  в связи с ограниченным временем на выступление, он не успел сказать все, что он запланировал.

Полную видеоверсию и выступление Шестакова В.И. вы можете посмотреть на нашем канале YouTube

 Предлагаем вашему вниманию полную версию выступления нашего Уважаемого автора:

«Современной России необходима широкая общественная дискуссия, причём с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики, и общество контролирует их исполнение.

Считаю, что все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое "нулевое" чтение, с участием НКО, других институтов гражданского общества.».  

                      Из послания   Федеральному собранию РФ Президента России  В.В. Путина

 

Уважаемые участники Конференции, сегодня представители охранного сообщества в очередной раз собрались на площадке ТПП России для обсуждения актуальных проблем отрасли. Среди них практически на всех предыдущих Конференциях центральное место занимали проблемы правового регулирования охранной деятельности, поскольку от их решения во многом зависит дальнейшее развитие, как охранного бизнеса, так и негосударственной сферы безопасности в целом. Не составляет исключения и сегодняшняя конференция. Однако вначале я хотел бы обратить внимание участников на принятые решения по этим вопросам на предыдущей Конференции, сообщить, что было сделано для их реализации и лишь затем обозначить проблемы, на которые, на мой взгляд, следует сосредоточить внимание в следующем году.  

Представляется, наиболее важным итогом предыдущей Конференции было принятие двух концепций – Концепции развитии охранной деятельности и Концепции развития охранного законодательства в Российской Федерации. Поскольку я имел непосредственное отношение к подготовке Концепции развития охранного законодательства, то и остановлюсь в своем выступлении только на вопросах, связанных с ее реализацией.

Концепция это своего рода конституция для охранного законодательства. Она дает системный анализ  действующего законодательства в сфере охраны в целом, определяет пробелы, болевые точки, содержит конкретные предложения по его системному реформированию, упорядочению деятельности всех субъектов охранной деятельности. Поэтому так важно всем общественным объединениям в сфере охраны сосредоточить свои усилия на скорейшем придании ей официального статуса со стороны соответствующих государственных органов. Что сделано в этом направлении в течение периода прошедшего после предыдущей Конференции.

В течение 2013 г. общественными объединениями в сфере охраны была проведена большая работа по утверждению Концепции  соответствующими государственными органами и реализации ее отдельных положений. Она была обсуждена  и одобрена в Общественной палате Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, рядом её отраслевых отделений в субъектах Российской Федерации, на Всероссийском совещании негосударственных структур безопасности «Стратегия 2020».

Кроме того, в июне 2013 года на IX ежегодном бизнес-форуме ООО «Деловая Россия» Концепция и План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в сфере охраны» были переданы Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалову. В сентябре – октябре этого года  были проведены рабочие встречи экспертов ООО «Деловая Россия» с представителями ФАС России по доработке указанных документов.

К сожалению, не нашлось времени для обсуждения Концепции у такого важного представительного органа в сфере охраны как Координационный совет по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами при МВД России.

 На основании  Концепции экспертами был подготовлен План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в сфере охраны», в котором нашли отражение практически все проблемные вопросы охранной деятельности и предложены пути их решения. Для ее доработки в ФАС России создана рабочая группа из числа экспертов охранного сообщества, заинтересованных министерств и ведомств, которая с января 2014 г. приступит к работе.

В ноябре этого года указанный План был направлен в Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов для рассмотрения в установленном порядке и принятия решения о возможности на его основе внесения соответствующих изменений в План  мероприятий ("дорожную карту") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", предусмотренный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р.

В целях реализации положений Концепции подготовлен и передан в Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции ряд законопроектов о внесении изменений в следующие федеральные законы: «О частной детективной и охранной деятельности», «О  ведомственной охране», «О полиции», «Об оружии»,  - в общей сложности 9 законопроектов.  Дальнейшая работа по их продвижению зависит от активности депутатов, экспертов, общественных объединений в сфере охраны.

Большая работа проведена по реализации положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р о поэтапном выводе с конкурентных рынков федеральных государственных унитарных предприятий. Экспертами была подготовлена аналитическая справка, в которой на основе анализа законодательства о государственных унитарных предприятиях сделан обоснованный вывод о неправомерности создания унитарных предприятий в сфере охраны, высказаны конкретные предложения о их поэтапном выводе с конкурентных рынков охранных услуг. Эта проблема была предметом совместного заседания ТПП РФ и Общественной палаты с участием представителей правоохранительных органов, министерств и организаций, создавших ведомственную охрану в форме государственных унитарных предприятий. На заседании аналитическая справка была одобрена и в соответствии с принятым на нем решением была направлена в Минэкономразвития и ФАС России для рассмотрения и использования для подготовки предложений о поэтапном выводе ФГУПов с конкурентных рынков в сфере охраны и передачи их в Правительство РФ. Впереди стоит не менее важная задача – убедить Правительственную комиссию по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства в обоснованности выводов и предложений, сделанных экспертным сообществом, и необходимости принятия соответствующих решений по их реализации.

Изложенное наглядно свидетельствует о той большой работе, которую проделало охранное сообщество с использованием всех общественных площадок. Отрадно отметить, что усилия были сосредоточены в основном на решении проблем глобального, системного характера. Радует и то, что в этой работе общественные объединения выступают консолидировано, единым фронтом. Это особенно очевидно проявилось при защите законных интересов охранного бизнеса  по поправкам в ФЗ «О безопасности объектов ТЭК», которые устанавливали новые ограничения для частных охранных организаций. При этом активное участие приняли все общественные объединения независимо от того, касались их эти поправки или нет.

Теперь о том, какие проблемы необходимо решать в следующем году.

1. Необходимо активизировать работу по приданию Концепции развития охранного законодательства Российской Федерации официального статуса, что позволит ускорить  реализацию ее положений.

2. Приступить к очень важной и ответственной работе по приведению всего охранного законодательства в систему и с этой целью ходатайствовать перед Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству  о создании  рабочей группы по упорядочиванию российского законодательства в сфере охраны с включением в ее состав экспертов ТПП России, Общественной палаты Российской Федерации,  «Деловой России».

3. Приступить к разработке Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации», в котором четко прописать сферу деятельности каждого вида охраны, определить критерии для разграничения полномочий по охране объектов, равные возможности для защиты всех форм собственности, реализовав тем самым требования Конституции Российской Федерации, закрепить другие положения общего характера.

С этой целью просить Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции создать рабочую группу по разработке Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации» с включением в ее состав экспертов ТПП России, Общественной палаты Российской Федерации, «Деловой России».

4. В целях защиты конкуренции на рынке охранных услуг необходимо:

- признать противоречащей принципам конкуренции, нормам ВТО  и законодательству, регламентирующему порядок  создания и деятельность государственных унитарных предприятий, практику создания федеральными органами исполнительной власти  государственных  унитарных предприятий для осуществления охранной деятельности;

- просить Правительство Российской Федерации привести организационно-правовую форму ведомственной охраны в соответствие с федеральными законами «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими эту сферу;

- во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2579-р подготовить и внести в Правительственную комиссию по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства конкретные предложения о поэтапном выводе с конкурентных рынков в сфере охраны вневедомственной охраны и государственных унитарных предприятий;

5. Просить Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции ускорить внесение изменений в следующие федеральные законы:

1) Федеральный закон «О полиции» - об исключении из ст. 2 указанного федерального закона права полиции осуществлять охрану имущества на договорной основе;

2) Федеральный закон «О ведомственной охране»:

а) исключить часть 2 ст. 8, предоставляющую право ведомственной охране осуществлять охрану объектов на договорной основе;

б) внести дополнение, предусматривающее возможность создания ведомственной охраны только в форме структурного подразделения соответствующего органа исполнительной власти, имеющего право создания ведомственной охраны.

6. Просить Правительство Российской Федерации создать рабочую группу для конкретизации перечня объектов, не подлежащих частной охране  с включением в ее состав экспертов ТПП России, Общественной палаты Российской Федерации, «Деловой России».

Полагаю, что реализация предлагаемых мер позволит упорядочить деятельность всех субъектов охраны, упразднить не свойственные для федеральных органов исполнительной власти функции, создать благоприятные условия для развития конкуренции, будет способствовать повышению качества охранных услуг, приведению в соответствие российского охранного законодательства с нормами международного права.

Как видите, в следующем году предстоит большая и серьезная работа по упорядочению всего законодательства в негосударственной сфере безопасности. Решение поставленных проблем потребует, прежде всего, консолидации усилий всего сообщества негосударственной сферы безопасности, укрепления взаимодействия с государственными органами. Не менее важно и создание своего, пусть небольшого, научного центра. Обидно, что более чем миллионное корпоративное сообщество не сделало этого ранее. Многие охранные проблемы ставились бы и решались совершенно по- иному. Нужно иметь в виду, что время дилетантского, примитивного и кустарного подхода к законотворческой работе заканчивается. Для подготовки качественных законопроектов необходимо использовать имеющийся научный потенциал в сфере охраны, наработки по этой проблематике высших учебных заведений, передовую практику, международный опыт. Все это, естественно, потребует определенных финансовых затрат. Готово ли охранное сообщество к этому может решать только оно само.

Зная потенциал негосударственной сферы безопасности, убежден в том, что решение  стоящих в этой сфере  задач выполнимо. На этой оптимистической ноте я и хотел бы завершить свое выступление.

 

перейти к архиву новостей

Комментарии

добавить комментарий

Land, 24.12.2013 19:46

"К сожалению, не нашлось времени для обсуждения Концепции у такого важного представительного органа в сфере охраны как Координационный совет по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами при МВД России."

Ничего удивительного. МВД нам здесь не помощник. Скорее наоборот, ярый противник. Действовать можно только через ГД. А значит на первый план выходит предложение:

"Не менее важно и создание своего, пусть небольшого, научного центра. Обидно, что более чем миллионное корпоративное сообщество не сделало этого ранее. Многие охранные проблемы ставились бы и решались совершенно по- иному. Нужно иметь в виду, что время дилетантского, примитивного и кустарного подхода к законотворческой работе заканчивается. Для подготовки качественных законопроектов необходимо использовать имеющийся научный потенциал в сфере охраны, наработки по этой проблематике высших учебных заведений, передовую практику, международный опыт. Все это, естественно, потребует определенных финансовых затрат. Готово ли охранное сообщество к этому может решать только оно само."



 

Голощапов И.А., 24.12.2013 20:24

Лэнду. МВД нам не помощник и не противник в целом. Есть разногласия по отдельным конкретным вопросам, например по доставлению нарушителей в ОВД. Лицензионная служба не возражает о наделении такими полномочиями, правовое управление категорически против.
Но...Статус исполнительного органа таков, что он именно исполнитель законов, но не их творец (в отличие от подзаконных актов и правоприменения, но это отдельный разговор). МВД что-то разрабатывает из законов только в случае конкретного поручения Правительства или Президента. Веденов в своей программной речи на первом заседании КС четко обозначил "распределение полномочий" между различными площадками, где обсуждаются проблемы частной охраны. КС - комплекс проблем, связанных с организацией эффективного взаимодействия в широком смысле этого слова, а не бесплатное барражирование по улицам. как это иногда понимают. Экспертный совет Комитета безопасности Госдумы - совершенствование законодательства.
Комитет безопасности ТПП и Деловая Россия -решение проблемных вопросов охранной деятельности как бизнеса, ОП - общественный контроль.
КС концепцию не рассматривал и не будет - не его вопрос. Даже если я предложу рассмотреть меня не поймут, потому что МВД и так не пинает только ленивый, а тут еще и лезут не в свой огород.
Я полагаю Валерий Иннокентьевич зря обижается, так как регламент деятельности исполнительных органов знает лучше меня.
Добьемся поручения Правительству от Президента, или протокольного поручения МВД от Правительства через другие площадки - будут рассматривать, а так нет.

 

http://www.guardinfo.ru/index/news/news_20114.html


комментировать